Актуальность представленного исследования заключается в необходимости перестройки педагогического образования с позиций современных подходов к его реализации. Научная новизна заключается во внедрении новых подходов к аттестации студентов непедагогических специальностей в Нижегородском государственном педагогическом университете в рамках инновационной модели образования, которая впервые разработана и апробирована в рамках направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Наше исследование было направлено на изучение эффективности использования новых форм аттестации обучающихся в условиях модульного подхода к построению педагогического образования.
Основным методом исследования являлся эксперимент. В качестве дополнительных методов исследования использовались: анкетирование, экспертная оценка, методы первичной математической статистики.
Экспериментальное исследование проводилось со студентами 3 и 4 курсов, обучающихся по образовательной программе подготовки бакалавров «Педагогика и психология потенциальных возможностей», направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Процедура аттестации в ходе обучения была организована в несколько этапов. Первый этап был направлен на контроль уровня сформированности компетенций дисциплин образовательного модуля.
На втором этапе были организованы контроль и оценка достижения образовательных результатов по основным дисциплинам образовательного модуля, а также оценка выполнения плана производственной практики.
Итоговая аттестация являлась заключительным этапом оценки качества освоения студентами образовательных модулей. Она позволила провести объективный анализ готовности к профессиональной деятельности по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Итоговая аттестация по образовательным модулям проводилась в форме защиты аттестационной работы, междисциплинарного экзамена.
Аттестационная работа представляла собой научное исследование, связанное с разработкой теоретических, прикладных аспектов актуальных проблем по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Тематика и содержание аттестационных работ формулировались исходя из образовательных результатов учебного модуля.
С целью оптимизации процесса написания аттестационных работ был создан электронный учебно-методический комплекс, содержащий полное методическое руководство для студентов.
Защита аттестационной работы проводилась как в учреждениях, занимающихся реализацией образовательного модуля, так и в вузах, осуществляющих сетевое взаимодействие.
Результаты аттестационных испытаний оценивались отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с разработанным рейтинг- планом.
Оценка аттестационной работы основывалась на следующих критериях:
- Демонстрирует профессиональный уровень теоретической компетенции в сфере оценки развития ребенка с ОВЗ.
- Умеет вариативно использовать отдельные методы и средства диагностики развития ребёнка с ОВЗ.
- Демонстрирует высокий уровень теоретических компетенций в сфере построения и реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ.
- Владеет высоким уровнем аналитической и прогностической деятельности, что находит отражение в теоретической и практической части аттестационной работы. Средства и формы психолого-педагогического воздействия в работе с детьми с ОВЗ и их ближайшим окружением представлены вариативно.
- Демонстрирует профессиональный уровень владения средствами и приемами консультативно-просветительской, коррекционно-развивающей, реабилитационной и образовательной деятельности в системе комплексного сопровождения лиц с ОВЗ и др.
Полный перечень критериев и индикаторов оценки аттестационной работы приведен в методическом пособии по проектированию образовательного модуля «Деятельностные механизмы комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Междисциплинарный экзамен проводился по итогам освоения образовательного модуля «Основы профессиональной деятельности в системе специального и инклюзивного образования». Для проведения междисциплинарного экзамена были разработаны вопросы по основным дисциплинам образовательного модуля, а также кейс-задания. Процедура экзамена включала ответы по экзаменационным билетам.
Для методического сопровождения подготовки студентов к междисциплинарному экзамену был разработан электронный учебно-методический комплекс в электронной образовательной среде НГПУ им. К. Минина.
Критериями оценки междисциплинарного экзамена являлись:
- уровень теоретической и практической компетентности по основным дисциплинам образовательного модуля;
- уровень компетентности в решении кейс-заданий;
- уровень овладения профессиональной терминологией.
Полное описание процедуры и индикаторов оценки междисциплинарного экзамена приведены в методическом пособии по проектированию образовательного модуля «Основы профессиональной деятельности в системе специального и инклюзивного образования».
По результатам аттестационных испытаний было организовано экспериментальное исследование их эффективности. С этой целью использовалось анкетирование, изучение рефлексивных описаний студентов.
По данным рефлексии отмечается высокий и средний уровни достижения студентами целей обучения по образовательным модулям (рисунок 1).
Рис. 1. Уровни достижения целей обучения по образовательному модулю
В ходе анкетирования были выделены наиболее эффективные критерии освоения образовательных модулей. Предложенные критерии представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии эффективности образовательных модулей
№ п/п |
Наименование критерия |
% |
1 |
Успешное выполнение контрольных работ по образовательному модулю |
21 % |
2 |
Успешная сдача междисциплинарного экзамена |
64 % |
3 |
Умение применять полученные знания при решении профессиональных задач |
25 % |
4 |
Выполнение плана практики |
10 % |
5 |
Выполнение рейтинг-плана учебных дисциплин |
64 % |
6 |
Успешное написание итоговой аттестационной работы |
85 % |
7 |
Активная работа на семинарских и практических занятиях |
21 % |
8 |
Успешное выполнение заданий в электронной образовательной среде НГПУ им. К. Минина |
25 % |
9 |
Умение осуществлять проектную деятельность на основе полученных знаний, умений и навыков |
10 % |
Анализ критериев освоения студентами образовательных модулей позволил выявить наиболее эффективные формы аттестации. Среди наиболее эффективных форм аттестации большинство студентов (85 %) назвали итоговую аттестационную работу. Продемонстрировали эффективность такие формы, как междисциплинарный экзамен и выполнение рейтинг-плана (64 % и 64 %).
Качественный анализ результатов аттестации по образовательным модулям проводился на основе анкетирования (таблица 2, рисунок 2).
Таблица 2
Уровни овладения основными видами профессиональной деятельности
№ п/п |
Шкалы |
После эксперимента |
|
абс. число |
% |
||
1 |
Отличное владение видамипрофессиональной деятельности |
15 |
31 |
2 |
Хорошее владение видами профессиональной деятельности |
22 |
47 |
3 |
Удовлетворительное овладение видами профессиональной деятельности |
10 |
22 |
4 |
Неудовлетворительное овладение видами профессиональной деятельности |
- |
- |
Рис. 2. Уровни овладения основными видами профессиональной деятельности
В ходе анкетирования обнаружены высокие оценки овладения основными видами профессиональной деятельности специалиста сферы специального и инклюзивного образования. Основными видами деятельности специалиста являлись: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, профилактика и просвещение.
Неудовлетворительное овладение основными видами деятельности в ответах студентов не обнаружено.
В экспериментальном исследовании также проводился анализ основных компонентов профессиональной деятельности обучающихся, её структуры (таблица 3).
Таблица 3
Компоненты профессиональной деятельности обучающихся
Наименование компонента |
%
|
Осознанность и умение формулировать и анализировать цели деятельности |
96 |
Умение выделять и оценивать личностные и профессионально значимые качества, помогающие в освоение профессии |
89 |
Умение создавать новый интеллектуальный продукт на основе полученного опыта |
85 |
Умение выделять и формулировать ключевые критерии оценки и вопросы по содержанию деятельности |
57 |
Умение анализировать полученный опыт и определять потребности, которые еще не удовлетворены в профессиональной деятельности |
42 |
Умение анализировать неуспехи и их причины, определять потенциальные пути преодоления неуспеха в профессиональной деятельности |
53 |
Умение выделять шаги к достижению цели и критерии их результативности (Чек-лист) |
85 |
Результаты, полученные при анализе структуры профессиональной деятельности, в полной мере согласуются с результатами исследования целеполагания у студентов. Так, у обучающихся наиболее сформированы: осознанность и умение формулировать и анализировать цели деятельности (96 %); умение выделять и оценивать личностные и профессионально значимые качества (89 %); умение выделять шаги к достижению цели и критерии их результативности (85 %); умение создавать новый интеллектуальный продукт (85 %). Наименее представлены в рефлексивных отчетах умение анализировать неуспехи и их причины, определять потенциальные пути преодоления неуспеха (53 %); умение анализировать полученный опыт и определять потребности, которые еще не удовлетворены в профессиональной деятельности (42 %).
Таким образом, в ходе апробации новых подходов к аттестации студентов непедагогических специальностей была показана эффективность таких форм аттестации, как междисциплинарный экзамен, итоговая аттестационная работа.
Рецензенты:
Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;
Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» (филиал в г. Н. Новгород), г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Карпушкина Н.В., Конева И.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21684 (дата обращения: 05.06.2024).